В.А. Юлин. "Из тьмы лесов, из топей блат..." или откуда родом Чичаговы? Из текста брошюры: (...) Чичаговы — старинный и разветвлённый дворянский род выходцев из Костромского удельного княжества, сформировавшегося в процессе продвижения славян вглубь финского Северо-Востока. Корни рода Чичаговых уходят в XV век, период правления Великого Князя Московского Ивана Третьего, собирателя разрозненной удельной Руси в единое Московское Государство. Чичаговы не принадлежали к высшему сословию богатейших и влиятельных феодалов-бояр, выступавших соперниками княжеской власти. Как они могли оказаться в окружении сначала князей, а в дальнейшем и русских царей? Дело в том, что русские князья того времени, заботясь о своей безопасности и опасаясь интриг боярской верхушки, приближали к себе молодых людей из числа небогатых, "худородных", определяя их к себе на службу. Сильные духом, наделённые природным умом и недюжинной силой, закалённые и лёгкие на подъём - такими нам видятся пращуры Чичаговского рода. У истоков рода стоял Яков Чичагов, о котором известно, что жил он в 1490 году. Следующим за Яковом упоминается Иван Чичагов, умерший в 1588 году. Яков и Иван Чичаговы были "служилыми людьми", т.е. лицами, находившимися на "государевой" службе. Служилые люди пришли на смену "вольных княжеских слуг" удельной эпохи (...)Существуют две версии происхожения фамилии "Чичагов". По одной версии она происходит от тюркского слова "чичак" ("цветок"). По другой — от старорусского слова "шишак". Так называлась верхняя заострённая часть шлема воина. |
|||
В.А. Юлин. "Не числом, а умением". История жизни и побед адмирала Василия Яковлевича Чичагова. Брошюра посвящается жизнеописанию отважного первопроходца Северного морского пути и знаменитого русского флотоводца времён императрицы Екатерины II адмирала Василия Яковлевича Чичагова, который воевал не числом, а умением, и ценой своих блистательных побед в морских сражениях научил Запад считаться с авторитетом и значением России как морской державы. Из текста брошюры: (...) Говорят, что Екатерина непременно хотела услышать от самого В.Я. Чичагова рассказ о том, как были одержаны победы над шведами. Вельможи из окружения Екатерины отговаривали ее, убеждая, что адмирал — человек не светский и к тому же изрядный матершинник. Императрица настояла на своём, свидание произошло, и адмирал стал рассказывать о своих победах. Вначале он был смущён, косноязычен, но постепенно распалился, забылся и под конец произнес в адрес своих неприятелей шведов несколько привычных ему матросских непечатных слов. Спохватившись, он рухнул в ноги Екатерине, прося пощады, а она, как ни в чем не бывало, кротко сказала: "Ничего, Василий Яковлевич! Продолжайте, я ваших морских терминов не разумею".Императрица Екатерина с большим почтением относилась к В.Я. Чичагову. Екатерина собственноручно нарисовала эскиз дворянского герба и пожаловала его Василию Яковлевичу, назвав его "нашим любезно-верноподданным адмиралом и кавалером" и обязав своим рескриптом "его Чичагова на вечные времена за Нашего Всероссийской Империи дворянина признавать и почитать... обид и препятствия отнюдь и ни под каким видом не чинить" (...) |
|||
В.А. Юлин. "Адмирал П.В. Чичагов — истинный патриот России". Эта брошюра посвящена жизни и непростой судьбе адмирала Павла Васильевича Чичагова. Сын знаменитого флотоводца екатерининских времён, Павел Васильевич вошёл в историю нашей страны как первый морской министр России, дальновидный государственный деятель и талантливый военачальник, прославивший Отечество блестящими победами на море и на суше, активный участник Отечественной войны 1812 года. Однако, обстоятельства его жизни и деятельности сложились таким образом, что этот истинный патриот России оказался жертвой интриг и по сути дела разменной картой в чужой нечестной игре. Автор брошюры предлагает по-новому взглянуть на роль П.В. Чичагова в Отечественной войне 1812 года, объясняет причины того, почему этот умный, способный и высокообразованный человек, всю жизнь стремившийся с честью служить Родине, в конце концов был вынужден покинуть Россию, а его имя, по сути дела, было предано забвению. На основе анализа фактов и документов автор воссоздает правду о тех событиях Отечественной войны 1812 года, непосредственным участником которых был адмирал Чичагов, показывает всю лживость обвинений против него самого, сделавшего так много для своего Отечества. Полностью текст брошюры (с исправлениями и уточнениями) размещен на нашем сайте. Также текст брошюры размещен на сайте Библиотека интернет-проекта «1812 год».
|
|||
П.В. Чичагов. "Записки адмирала Павла Васильевича Чичагова, первого по времени морского министра с предисловием, примечаниями и заметками Л.М. Чичагова". |
|||
А.М. Горшман, В.А. Юлин. "Действия русского военного флота в войне с наполеоновской францией 1812-1814 годов"
Данная книга, состоящая из двух частей, завершает цикл публикаций о действиях русского военного флота в войнах с наполеоновской Францией 1812-1814 годов. Первая часть книги так и называется: «Действия русского военного флота в войнах с наполеоновской Францией 1812-1814 годов». Вторая часть — «История жизни и судьбы адмирала П.В. Чичагова» (автор Однако обстоятельства его жизни и деятельности сложились таким образом, что этот истинный патриот России оказался жертвой интриг и по сути дела разменной картой в чужой нечестной игре. Автор предлагает по-новому взглянуть на роль П.В. Чичагова в Отечественной |
|||
Л.М. Чичагов. "Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии Из предисловия книги:
Изданием "Дневника" автор дал психологический портрет Царя на войне. "Дневник" переносит нас в атмосферу национального воодушевления, сплотившего русское общество вокруг Государя Императора Александра II. Война за освобождение братского болгарского народа останется одной из самых светлых страниц нашей истории. Среди моря документальных публикаций об этой войне ("Журналов военных действий", "Отчетов", очерков, воспоминаний и др.), "Дневник" занимает видное место. За этот труд портрет Л.М. Чичагова был пожизненно помещён в Национальный музей в Софии. Работа над "Дневником" побудила автора обратиться к Императору Александру III с предложением учредить при Дворе должность историографа для составления прижизненых дневников царствующего Императора, что обеспечило бы написание правдивой русской истории. Это предложение было одобрено Александром III.Одновременно с публикацией "Дневника" Л.М. Чичаговым был написан ряд брошюр, посвящённых событиям, связанным с освобождением Болгарии от турецкого ига ("Примеры из прошлой войны", "Описание отдельных солдатских подвигов", "Рассказы о подвигах офицеров"). |
|||
Л.М.Чичагов. "Что служит основанием каждой науки?" (репринтное издание 1890 года). Предлагаемая читателю беседа была написана Л.М. Чичаговым ещё до принятия им священнического сана, но в ней уже ясно выражено мировоззрение автора, его склонность к богословскому осмыслению действительности, глубокая вера и твёрдое желание последовательно осуществлять учение Христа, что было подтверждено служением Церкви и мученической кончиной митрополита. |
|||
Л.М. Чичагов "Медицинские беседы" (репринтное издание 1891 года). Гвардейский офицер-артиллерист Л.М. Чичагов оказался в гуще самых кровопролитных сражений русско-турецкой войны Им был составлен лечебник с теоретическим обоснованием и практическими рекомендациями лечения болезней на основе применения лекарств растительного происхождения. Разработанная им система лечения была подробно изложена в фундаментальном труде - двухтомнике "Медицинские беседы", а также в книге "Краткое изложение медицинских бесед" с практическими рекомендациями, которые не потеряли своего значения и в наши дни для таких отраслей, как лекарствоведение и фармакология. Система лечения Л.М. Чичагова явилась темой доклада ученого секретаря Московского отделения Российского Гомеопатического Общества А.М. Бутенина на Московской международной гомеопатической конференции, состоявшейся По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и во благо здоровья народа России Благотворительный фонд дворянского рода Чичаговых при финансовой поддержке РАО "Норильский никель" осуществил переиздание "Медицинских бесед" Л.М. Чичагова. Рецензия на эту книгу:
На сайте Московского Гомеопатического Центра: |
|||
"Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря" (составитель Л.М. Чичагов)
Из брошюры В.А.Юлина "Серафим значит пламенный":
В основу "Летописи" положены архивные материалы Саровской пустыни и Дивеевского монастыря, документы и сообщённые очевидцами и современниками фактические данные, воссоздававшие картину жизни и подвигов преподобного старца Серафима и значение его для религиозной жизни народа. Вот что сам Леонид Михайлович рассказывал о том, как у него зародилась мысль написать "Летопись": "Когда после довольно долгой государственной службы я сделался священником.., мне захотелось съездить в Саровскую пустынь, место подвигов преподобного Серафима, тогда ещё не прославленного, и, когда наступило лето, поехал туда. Саровская пустынь произвела на меня сильное впечатление. Я провёл там несколько дней в молитве и посещал все места, где подвизался преподобный. Оттуда я перебрался в Дивеевский монастырь, где мне очень понравилось и многое напоминало о преподобном Серафиме, так заботившемся о дивеевских сестрах".В Дивеево архимандриту Серафиму (Чичагову) довелось встретиться и беседовать с тремя старицами, помнившими преподобного. Особенно сильное впечатление на него произвела встреча с блаженной Пелагеей (Пашей), бывшей в постоянном общении с дивеевским старцем: "Едва я вошел к ней, как Паша, лежавшая в постели (она была очень старая и больная), воскликнула: Вот хорошо, что ты пришёл, я давно тебя поджидаю; преподобный велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления. Я ответил Паше, что я по своему общественному положению не могу быть принятым Государем и передать ему из уст в уста то, что она мне поручает. Меня сочтут за сумасшедшего, если я начну домогаться быть принятым Императором. На это Паша сказала: Я ничего не знаю, передала только то, что мне поведал преподобный. В смущении я покидал келию старицы". Вернувшись в Москву, Леонид Михайлович неоднократно возвращался к своему разговору с блаженной Пелагеей: "И вдруг однажды меня пронзила мысль, что ведь можно записать всё, что рассказали о преподобном Серафиме помнившие его монахини, разыскать других лиц из современников преподобного и расспросить о нём, ознакомиться с архивами Саровской пустыни и Дивеевского монастыря и заимствовать оттуда всё, что относится к жизни преподобного и последующего после его кончины периода, привести весь этот материал в систему и хронологический порядок. Затем этот труд… напечатать и поднести Императору, чем и будет исполнена воля Преподобного… Таким образом и зародилась мысль о Летописи". Летопись впервые увидела свет в Москве в 1896 году. В Летописи увековечивались все духовно значимые события в монастырях Сарова и Дивеева в период В Летописи приводятся письменные наставления смиренного инока Саровской обители о Боге, о безмолвии, о внимании к самому себе, о мире душевном, о покоянии, о слезах, о подвиге, о посте, о многословии, о терпении и смирении, о любви к ближним, о прощении обид и других сторонах жизни верующих. Издание Летописи способствовало тому, что православный мир ещё более глубоко осмыслил подвижническую роль саровского старца и понял неотложную необходимость его прославления. |
|||
"Да будет воля Твоя". Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова)
Из оглавления книги:
|
|||
Житие Священномученика Митрополита Серафима (Чичагова) Из текста брошюры: (...) Святитель Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии М.Н.Чичагова. Семья будущего святителя принадлежала к одному из наиболее знаменитых дворянских родов Костромской губернии, привнёсшему немало замечательных страниц в анналы российской истории. Подобно своим предкам, святитель Серафим начал свое служение Богу как служение Царю и Отечеству на поле брани. Следуя благословению своей семьи, отрок Леонид поступил в Пажеский Его Императорского Величества корпус. Окончив его, он был направлен в Первую Его Императорского Величества батарею Гвардейской Конно-Артиллерийской бригады, в составе которой участвовал в кровопролитной русско-турецкой войне и был награждён многими орденами. Впоследствии описанию этих событий он посвятил труд "Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии 1877 г.".Промысел Божий, уберёгший поручика Чичагова от смерти на полях сражений, привёл его вскоре после возвращения в Санкт-Петербург к встрече с великим пастырем Русской Православной Церкви св. праведным Иоанном Кронштадтским, ставшим отныне непререкаемым духовным авторитетом для будущего святителя. По благословению своего духовного отца Л.М.Чичагов решает овладеть медицинскими знаниями для оказания помощи ближним. Итогом многолетних медицинских трудов Л.М.Чичагова стала разработанная им и испытанная на практике система гомеопатического лечения. Изложение её заняло два тома фундаментального труда "Медицинские беседы". Испытания первого года священнического служения отца Серафима (Леонида) оказались усугублёнными неожиданной тяжёлой болезнью и смертью его супруги, матушки Натальи. Несчастье оставило на руках у отца четырёх дочерей, старшей из которых было 15, а младшей 9 лет. Смиренное приятие промысла Божия привело отца Серафима в стены Серафимо-Дивеевского монастыря. Одним из важнейших послушаний своей жизни отец Серафим считал составление "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря", во время работы над которой ему открылись подвиги одного из величайших подвижников Святой Руси - преподобного Серафима Саровского. В дальнейшем служение отца Серафима никогда не оставалось без поддержки преподобного Серафима Саровского, чудесным образом свидетельствовавшего ему о своём небесном покровительстве. Архимандрит Серафим решился предпринять казавшийся тогда многим дерзостью шаг - поствить перед Синодом вопрос о канонизации Серафима Саровского; мало того, он дерзнул обратиться с этой просьбой непосредственно к Государю Императору Николаю II. Искреннее участие Государя позволило в 1903 году свершиться знаменательному для Православной Церкви событию - открытию мощей преподобного Серафима Саровского и причислению его к лику святых Русской Православной Церкви (...) |
|||
Доклад об общем положении для монастырей и монашествующих. В 1917 году член Поместного Собора Российской Православной Церкви Архиепископ Тверской Серафим (Чичагов), руководивший Соборным отделом «Монастыри и монашество», представил Священному Собору Российской Православной Церкви Доклад отдела об общем положении для монастырей и монашествующих. Этот Доклад нигде не публиковался. Благотворительный Фонд дворянского рода Чичаговых считает актуальной публикацию указанного Доклада в связи с проходящим в настоящее время общецерковным обсуждением проекта «Положения о монастырях и монашествующих». Публикация подготовлена Владимиром Анатольевичем Левушкиным на основании материалов Государственного Архива Российской Федерации. Текст доклада размещен на нашем сайте.
|
|||
В.А. Юлин. Серафим значит пламенный. Очерк земной жизни священномученика митрополита Серафима (Леонида Михайловича Чичагова) написан на основе одноименной брошюры, и содержит многочисленные дополнительные сведения и иллюстрации, описывающие земной путь священномученика Серафима. Среди них — список трудов и список духовно-музыкальных сочинений митрополита Серафима. Родовитый русский аристократ, человек незаурядных дарований и способностей Леонид Михайлович Чичагов оставил блистательную военную карьеру и избрал главным делом своей жизни служение Русской Православной Церкви, которой отдал всего себя без остатка, взойдя к самым высоким должностям в церковной иерархии и приняв за Веру мученическую кончину в 1937 году. Русская Православная Церковь, по достоинству оценив подвиг митрополита Серафима Чичагова, возвела его в сан св. новомученика Российского. Описание книги: Юлин В.А. Серафим значит пламенный: Очерк земной жизни священномученика митрополита Серафима (Чичагова). М.: Сибирская Благозвонница, 2010. 396 с. (цв. вкладка).
|
|||
В.А. Юлин. "Серафим значит пламенный". Из текста брошюры: (...) В 1937 году митрополиту Серафиму шёл 82 год. Он страдал гипертонией, одышкой, с трудом передвигался, из дома практически не выходил. В ноябре 1937 года владыку Серафима арестовали. Он был тяжело болен и его не могли увезти в тюремном автомобиле. Тем, кто производил арест, пришлось вызвать карету скорой помощи. Всё его имущество, включая иконы, книги, рукописи, облачения, было конфисковано. Он был арестован по обвинению в "контрреволюционной монархической агитации". Как видно из материалов допросов владыки, виновным он себя не признал, несмотря на истязания, которым был подвергнут в тюрьме. Есть свидетельства, что владыке Серафиму обещали сохранить жизнь, если он публично отречётся от веры и Православной церкви.Но он не отрёкся. 7 декабря 1937 года постановлением тройки Управления НКВД по Московской области он был осуждён на смерть и расстрелян 11 декабря 1937 года на месте массовых казней в подмосковном Бутово. К месту казни палачи принесли его на носилках (...) Полностью текст брошюры (с исправлениями и уточнениями) размещен на нашем сайте.
|
|||
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов). "Духовно-музыкальные сочинения (ноты)" Пятнадцать лет музыка священномученика митрополита Серафима (Чичагова) звучит в концертных залах городов России, ближнего и дальнего зарубежья. |
|||
В.А. Юлин. «Интервью Президента Благотворительного Чичаговского фонда В.А. Юлина 11 декабря 2012 г. исполняется 75 лет со дня мученической кончины На нашем сайте публикуются вопросы корреспондента и ответы В.А. Юлина.
|
|||
В.А. Юлин. "Варвара в миру — Серафима в монашестве". В брошюре рассказывается о необычной судьбе внучки священномученика митрополита Серафима (Чичагова) — Варваре Васильевне Черной. Из текста брошюры: (...) Она прислуживала в храме пророка Илии, продавала свечки. Свечной ящик был у самой двери. Однажды в храм вошла немолодая женщина. Купила у Варвары Васильевны две свечки. Посмотрела на неё и сказала:— Ой, вы так похожи на замдиректора нашего института! Доктор наук, лауреат Государственной премии СССР и всё такое, а между нами говоря... — Здравствуйте, Нина Андреевна,— сказала Черная. — Ой, Варвара Васильевна, это вы?! На следующий день за свечками пришло полинститута. А несколько человек осталось, и теперь они прихожане действующего храма Новодевичьего монастыря, игуменьей которого была матушка Серафима (...) Полностью текст брошюры (с исправлениями и уточнениями) размещен на нашем сайте.
|
|||
«Игумения Серафима (Чёрная) к 100-летию со дня рождения» — юбилейный памятный альбом. 15 января 2015 года в Новодевичьем монастыре состоялась презентация книги воспоминаний бывшей келейницы покойной матушки Серафимы (Чёрной). Так Матушка Серафима стала настоятельницей Новодевичьего монастыря в период, когда там только начинала возрождаться монашеская жизнь. С трогательной любовью и очтительным вниманием автор живописует жизненный путь подвижницы, родившейся в аристократической семье священномученика Серафима (Чичагова), прошедшей путь участницы социалистической индустриализации и научного поиска, а на склоне лет посвятившей себя делу возвращения древней святыне Москвы внутреннего духовного содержания. Книга иллюстрирована многочисленными фотографиями, повествующими о всех этапах жизни игумении Серафимы, о ее семье, о ее соработницах на ниве монашеского подвига. Описание книги: Игумения Серафима Черная. Воспоминания схимонахини Серафимы (Гречиной). М., Издательство «Артикитчет», 2014. 247 стр. |
Комплекты этих публикаций были переданы в качестве дара различным библиотекам в Москве, многие книги имеются в продаже. Если по каким-то причинам Вы не сможете найти эти книги, обратитесь в нашу Библиотечку Фонда по электронному адресу: chichagovs@narod.ru
ЗАГРАНИЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ПОТОМКАМ РОДА ЧИЧАГОВЫХ: |
Joanna Woods The Commissioner's Daughter. The Story of Elizabeth Proby & Admiral Chichagov ("Дочь высокопоставленного сановника. История отношений Элизабет Проби и Адмирала Чичагова"). Автор монографии — талантливая новозеландская писательница Джоанна Вудс из аристократического рода Проби. Бесспорная заслуга автора состоит в том, что она не ограничилась любовной интригой, а сумела показать развитие чувств и верности двух любящих сердец на фоне эволюции англо-русских отношений Джоанна Вудс,— говорится в аннотации к монографии,— совместила тщательное исследование как опубликованных, так и неопубликованных материалов из английских, французских и русских источников с трогательной характеристикой этого брака. В итоге мы получаем ясную и волнующую картину частной и общественной жизни Чичаговых, которую читатель находит неотразимо интересной. |
|||
ВULLETIN DES AMIS DE SCEAUX (Société d'Histoire Locale) Во Франции в пригороде Парижа есть университетский городок Со, где местные краеведы создали Следует добавить, что г-жа Бенуa де ля Грандье и другие члены |
© Благотворительный фонд дворянского рода Чичаговых, 2014, © В.А. Юлин, 2014 Контактный адрес chichagovs@yandex.ru |