gerb logo flag
новости   Чичаговы   герб   фонд   книги   персоны


Д О К Л А Д Ъ

Отдѣла о монастыряхъ и монашествѣ
об общемъ положенiи для монастырей и монашествующихъ

 

Вступление

В 1917 году член Поместного Собора Российской Православной Церкви Архиепископ Тверской Серафим (Чичагов), руководивший Соборным отделом «Монастыри и монашество», представил Священному Собору Российской Православной Церкви Доклад отдела об общем положении для монастырей и монашествующих. Этот Доклад нигде не публиковался.

Благотворительный Фонд дворянского рода Чичаговых считает актуальной публикацию указанного Доклада в связи с проходящим в настоящее время общецерковным обсуждением проекта «Положения о монастырях и монашествующих».

Публикация подготовлена Владимиром Анатольевичем Левушкиным, Директором Фонда, занимающимся информационными проектами, на основании материалов Государственного Архива Российской Федерации (ф.3431, оп.1, д.138, лл.2-9 об.).

В. А. Юлин



Докладчики:

Архіепископъ Тверской Серафимъ
Епископъ Волоколамскiй Ѳеодоръ
Архимандритъ Гурій.



Священному Собору Россiйской Православной Церкви



Д О К Л А Д Ъ

Отдѣла о монастыряхъ и монашествѣ
об общемъ положенiи для монастырей и монашествующихъ




Отдѣлъ о монастыряхъ и монашествѣ имѣетъ честь доложить Священному Собору, что имъ на 27 засѣданіяхъ выработанъ подробный проектъ Положенія объ устройстве мужскихъ и женскихъ монастырей, о монастырскомъ церковном управленiи и объ ученомъ монашествѣ.

Матеріалами для составленія этого проекта служили: а) дѣйствующія узаконенiя и распоряженiя о монастыряхъ и монашествующiхъ; б) переданныя въ Отдѣлъ изъ Святѣйшаго Синода дѣла по некоторымъ вопросамъ о монастыряхъ и монашествующихъ, в) выработанныя Предсоборнымъ Совѣтомъ положенія подъ заглавіемъ: «О монастырскомъ богослужебномъ уставѣ», «О братствѣ ученыхъ иноковъ», «Положеніе о государственно-правовомъ положеніи монастырей», «Тезисы объ участіи ученаго монашества въ просвѣтительной деятельности монастырей», «Общія положенія, опредѣляющія культурныя задачи монастырей въ отношеніи къ ихъ насельникамъ», «Миссіонерско-просвѣтительно-благотворительная дѣятельность монастырей», «Объ архіеряхъ-настоятеляхъ» и «Имущество монастырское»; г) журналы засѣданій IX Отдѣла Предсоборнаго Совѣта 26 Іюня и 21 Іюля 1917 г. съ приложеннымъ къ нимъ докладомъ профессора Б. А. Тураева объ ученомъ иноческомъ Братствѣ, и доклады И. И. Соколова и И. М. Покровскаго по вопросу о выработкѣ нормальнаго устава для русскихъ монастырей, д) постановленія Всероссійскаго съѣзда представителей отъ монастырей, бывшаго въ Свято-Троицкой-Сергіевой Лаврѣ въ іюлѣ мѣсяцѣ 1917 года; е) постановления Всероссійскаго съѣзда ученаго монашества, бывшаго тамъ же въ томъ же мѣсяцѣ и з) полученныя отъ настоятелей, настоятельницъ, рядовыхъ монашествующихъ и частныхъ лицъ письменныя пожеланія и мнѣнія о современномъ положеніи монастырей и необходимых мѣрахъ къ исправлению недочетовъ въ ихъ жизни.

Изъ выработаннаго проекта Отдѣлъ призналъ необходимымъ выдѣлить прилагаемыя при семь общія основныя положенія, каковыя и представляетъ на благоусмотрѣніе Священнаго Собора.

Предсѣдатель Отдѣла и докладчикъ: Архіепископъ Серафимъ.
Докладчики: Епископъ Ѳеодоръ, Архимандритъ Гурій.
Дѣлопроизводитель: Н. Туберозовъ.


Государственно-правовое положеніе монастырей

1. Монастырь (или монастырская община) есть общество православно-вѣрующихъ, принявшихъ на себя образъ монашеской жизни, пользующееся правами юридического лица (413 и 698 стт. X. т. Св. Зак. изд. 1887 г.).

2. Содѣйствіе Православной Церкви, въ отношеніи монашествующихъ, со стороны государства выражается въ распространенiи на монашествущихъ преимуществъ, общихъ священнослужителямъ Православной Церкви.

Внѣшній строй монастырской жизни

а) Братія обители

3. Въ православные монастыри принимаются лица православного исповѣданiя согласно церковнымъ правиламь.

4. Приходящихъ въ обитель изъ міра, а равно трудниковъ и послушниковъ, поступающихъ въ обитель изъ другихъ монастырей, принимаетъ и увольняетъ настоятель: указанные послушники пріукаживаются и увольняются епископомъ по представленiю настоятеля съ духовнымъ соборомъ.

5. Послушники должны приниматься въ монастыри съ большой осторожностью. Настоятелямъ надлежитъ воспитывать въ монастыряхъ и ихъ школахъ будущихъ послушниковъ, а при пріемѣ послѣднихъ со стороны требовать, чтобы они представляли отзывъ о своей нравственности отъ приходскихъ совѣтовъ того села или города, къ которому они принадлежать по рожденію или прежнему мѣстожителъству.

6.Относительно лѣтъ постригаемаго и продолжительности искуса должно руководиться церковными правилами и практикой Православной Церкви. Постригаемые должны быть благонастроены въ иноческой жизни, всячески испытаны со стороны настоятеля съ духовнымъ соборомъ и имѣть гражданское совершеннолѣтіе.

7. Правилами святыхъ соборовъ (4 пр. IѴ Всел; 21 пр. VII Всел.; 4 пр. Двукр.) монашествующимъ предписывается пребыватъ въ иноческомъ послушаніи въ тѣхъ монаетыряхъ, гдѣ они положили начало, постриглись и отреклись отъ міра и отнюдь не переходить въ другіе монастыри, за исключеніемъ тѣхъ случаевъ, когда сама духовная власть признаетъ полезнымъ перемѣстить монаха, нзвѣстнаго по благочестію и честному житію, въ другую обитель для ея благоустройства и ради общей пользы. На этомъ основаніи разрешается, по нуждѣ и ради пополненія малыхъ обителей, переводить монашествующихъ изъ одного монастыря въ другой, по ихъ собственному желанiю, съ согласія настоятелей и духовнаго собора и съ утвержденіемъ того епископа, къ епархіи котораго принадлежитъ монашествующій.

б) Должностныя лица обители

8. На должность настоятеля монастыря избираются лица, достаточно опытныя въ монастырской жизни, изъ братіи той обители, гдѣ освободилось мѣсто настоятеля. Если въ монастырѣ пребываетъ на покоѣ архіерей, то онъ можетъ быть, при желаніи братіи и съ его согласія, также избираемъ на должность настоятеля.

9. Избраніе настоятеля монастыря совершается въ присутствіи благочиннаго монастырей или монашествующаго лица по назначенiю епархіальнаго начальства, посредствомъ тайнато голосованія записками, при участiи всѣхъ манатейныхъ братій обители, кромѣ опороченныхъ по суду лицъ и тѣхъ, которые состоять подъ слѣдствіемъ по явно преступнымъ дѣламъ. Каждый участвующій въ выборѣ пишеть на своей запискѣ одного кандидата, и, по подсчетѣ голосовъ, двое изъ получівшихъ наибольшее число избирательныхъ голосовъ отмечается въ актѣ избранія, который затѣмъ представляется благочиннымъ монастырей епархіальному епископу на его усмотрѣніе.

10. Епархіальный архіерей, по одобреніи избранника, предоставляетъ такового Священному Сіноду къ назначенію; при неодобрении же представляетъ своего кандидата.

П р и м ѣ ч а н і е. Указанное правило объ избраніи настоятеля монастыря самою братіей не расространяется на тѣ монастыри, гдѣ настоятелями состоять, по положенію, правящіе или викарные епископы, а также на монастыри спеціальнаго назначенiя.

11. При неимѣніи среди братіи монастыря кандидатовъ на должность настоятеля. монашествующіе могутъ: а) съ вѣдома и согласiя другой обители, избрать себѣ кандидата изъ числа монашествующихъ въ ней, б) обратиться къ епархіальному епископу за указаниемъ кандидатовъ, или в) просить своего епископа избрать имъ настоятеля по своему усмотрѣнiю.

12. При увольненіи на покой настоятели и настоятельницы должны быть обезпечены въ монастырѣ приличнымъ помѣщеніемъ и содержаниемъ по опредѣленію епархіальной власти.

13. Если настоятелемъ монастыря состоить епископ, то онъ не пользуется по содержанію никакими преимуществами сравнительно съ обычными настоятелями.

14. Архіереи, уволенные на покой (безъ пенсии) и имеющiе пребыванiе въ монастырѣ, пользуются содержаніемъ и столомъ по опредѣленію епархіальнаго начальства.

15. Намѣстникъ монастыря, гдѣ таковой есть, въ отношеніи своихъ обязанностей, замѣняетъ настоятеля въ его отсутствіе, дѣйствуя совместно съ духовнымъ соборомъ. Избраніе намѣстника в Лаврахъ и первоклассныхъ монастыряхъ происходить тѣмъ же порядкомь, какъ и избраніе настоятеля монастыря.

16. Должностные лица ─ казначей, ризничій, духовникь и экономъ, гдѣ таковой есть по положению, должны быть избираемы посредствомь тайнаго голосованiя всѣхъ монашествующіхъ обители изъ указанныхъ ими лиць, при согласiи на ихъ кандидатуру настоятеля, и утверждаются, а равно ж увольняются епархіальным архіереемъ.

П р и м ѣ ч а н i е. Въ малолюдныхъ монастыряхъ, гдѣ не имѣется лицъ, подходящихъ для занятія монастырскихъ должностей, настоятелямъ предоставляется право ходатайствовать предъ епархіальнымъ Преоевященнымъ какъ о совмѣщеніи таковыхь должностей въ одномъ лицѣ, такъ и замѣщеніи нѣкоторыхъ изъ нихъ монашествующими другихъ обителей.

17. Всѣ должностныя лица монастыря ответственны передъ закономъ.

18. Число причтовъ въ женскомъ монастырѣ зависитъ от средствъ, имѣющихся въ обители для содержанiя ихъ, а не отъ штатовъ, какъ это было прежде.

в) Монастырскiй духовный собор

19. Управление монастыремъ принадлежитъ настоятелю (настоятельницѣ), при содѣйствіи духовного собора.

20. Въ монастырскій духовный соборъ, кромѣ настоятеля, входятъ намѣстникъ, гдѣ таковой есть, казначей, ризничій, благочинный, а также же экономъ, гдѣ таковой есть.

21. Монастырскій духовный соборъ въ засеѣданіяхъ своихъ обсуждаетъ и рѣшаетъ всѣ болѣе или менѣе важные внутренія и внѣшнія монастырскiя дѣла, выслушиваетъ доклады настоятеля и другихъ должностныхъ лицъ монастыря о всѣхъ внутреннихъ и хозяйетвенныхъ потребноетяхъ обители и дѣлаетъ соотвѣтствующія распоряженiя, проверяетъ доходы и опредляѣет порядокъ расходованiя суммъ, провѣряетъ и свидѣтельствуетъ ежемѣсячно приходно-расходныя книги; по надлежащемъ обсужденіи соборъ дѣлаетъ постановленіе о предоставленiи достойныхъ членовъ братства къ рукоположенію въ священство, къ постриженiю въ монашество указанныхъ послушниковъ и о принятіи въ братство прошедшихъ искусъ иовоначалъныхъ.

22. Монастырскій духовный соборъ въ женскомъ монастырѣ состоитъ изъ настоятельницы, казначеи, ризничей, благочинной и экономки.

23. 0бязательными для всѣхъ насельниковъ обители являются всѣ постановленiя монастырскаго духовнаго собора; въ случаѣ несогласия иастоятеля с духовнымъ соборомъ, дѣло переносится въ епархіальный монашескій совѣгь.

24. Изложенныя правила относительно внѣшняго строя монастырской жизни примѣняются ко всѣмъ монастырямъ Православной Всероссiйской Церкви, не исключая и находящихся нынѣ на особомъ положеніи, напримѣръ, къ лаврамъ, ставропигіальнъмъ монастрямъ и монастырямъ, гдѣ настоятелями состоять архіереи.

Внутренній строй монастырской жизни

25. Общежитіе, согласно иноческимъ обѣтамъ, признается наиболѣе высокой и наиболѣе удобной для спасенія формой иноческой жизни, а потому общежительные монастыри и впредь должны оставаться общежительными, а необщежительные монастыри желательно обращать въ общежительные тамъ, гдѣ это возможно по мѣстнымъ условіямъ, но съ согласiя настоятелей и братiи монастырей.

26. Въ тѣхъ женскихъ мрнастыряхъ, гдѣ положено, по недостатку средствъ, чтобы насельницы содержались личнымъ трудомъ, т.е. пріобрѣтали обувь и одежду на свои средства, надлежитъ настоятельницамъ озабочиваться, дабы постепенно ихь обители переходили въ общежительный строй, въ особенности обладающія земельными угодьями.

а) Богослуженіе

27. Главной и изначальной задачей иночества было строго уставное богослуженіе, которое пріучало христіанина къ непрестанной молитвѣ и поддерживало въ немъ постоянное живое Богообщеніе, а потому богослуженіе въ монастырскихъ храмахъ должно совершаться по типикону, съ точнымъ соблюденіемъ всего уставнаго чина, благоговѣйно, безъ всякихъ пропусков и безъ замѣны чтеніемъ того, что положено пѣть, и сопровождаться словомъ назиданія. Богослуженіе является главною задачею и средствомъ возстановленія монастырей.

28. Въ обителяхъ, гдѣ при совершеніи богослужебныхъ чинов соблюдаются особые, освященные веками обычаи, производящіе умиленіе на молящихся, но не предусмотрѣнные типикономъ, хотя и не противорѣчащіе духу православія, эти обычаи должны быть неизменно сохраняемы.

б) Старчество

29. При самомъ лучшемъ настоятелѣ, по немощи нашего времени, нуженъ въ каждой обители старецъ для духовнаго окормленія населъниковъ ея.

30. Старцемъ называется въ монастыряхъ преуспѣвшій въ духовной жизни инокъ, которому поручается назиданіе братіи.

31. Старицами въ женскйхъ монастыряхъ называются преуспѣвшія въ духовной жизни инокини, которымъ поручается назиданіе сестеръ какъ вновь поступающихъ въ монастырь, такъ и воспринятыхъ ими отъ Св. Евангелія, при постриженіи въ мантію. ОнѢ должны быть болѣе или менѣе знакомы со словомъ Божіимъ, отеческими твореніями и правилами свв. отецъ.

в) Духовничество

32. Духовникъ для братіи обители избирается настоятелемъ сь духовнымъ соборомъ и со всею монашествующею братіею. Утверждается избранiе епархіальнымъ епископомъ.

Монастырский бытъ и дисциплина

33. Всѣ насельники монастыря, какъ монашествующіе. такъ и послушники, принятые въ него въ цѣляхъ искуса, или пришедшіе сюда на время поработать на святую обитель по обѣщаяію, находятся въ безусловномъ подчиненіи и повиновеніи настоятелю.

34. Безъ разрѣшенія настоятеля ничего въ монастырѣ не предпринимается и не дѣлается.

35. Въ отношенiи монастырской дисциплины настоятель руководится общемонастрскимъ уставомъ и уставомъ своей обители, принимая всѣ мѣры къ спасенію братіи и подавая во всемъ и всюду добрый примѣръ.

36. Высшій надзоръ за поведеніемъ братіи принадлежитъ настоятелю съ монастырскимъ духовнымъ соборомъ, ближайшій же надзоръ поручается благочинному монастыря и его помощникамъ, если таковые имѣются.

37. Монастырскій духовный соборъ при разборѣ дѣлъ братiи обители дѣлаетъ отеческое увѣщаніе провинившемуся; если же это не помогаетъ и не вразумляетъ, то соборъ можегь налагать на него по своему усмотрѣнію наказанія сообразно его проступкамъ. Въ случаѣ упорства таковыхъ, онъ долженъ сообщать съ соотвѣтствующимъ заключеніемъ епархіалъному монашескому совѣту.

П р и м ѣ ч а н і е. Монашествующіе, совершенно неисправимые въ своей жизни, подлежать изверженію изъ иночества, при чемъ небходимо предпринимать всевозможные мѣры къ тому, чтобы эти лица по изверженіи изъ иночества, а равно и послушники, оставившіе обитель, не носили духовнаго одѣянія.

Монастырское имущество и хозяйство

38. Все движимое и недвижимое имущество, а также капиталы, принадлежащіе монастырю, составляютъ имущество монастыря, какъ юридическая лица.

39. Отчужденіе и обмѣнъ недвижимыхъ имуществъ, принадлежащихъ монастырю, допускается не иначе, какъ съ разрѣшенія высшей церковной власти.

40. Въ случаѣ присоединения монастыря къ другому монастырю, все его движимое и недвижимое имущество и капиталъ поступаютъ въ распоряженіе монастыря, къ которому онъ приписывается.

41. Источники доходовъ и способы извлеченія ихъ должны соотвѣтствовать нравственнымъ началамъ и основамъ иноческой жизни. Только тѣ монастыри процвѣтаютъ въ экономическомъ, нравственномъ и духовномъ отношеніи, гдѣ монашествующіе достойно носятъ свое званіе и пріучены къ трудамъ и молитвамъ.

42. Всѣ работы по монастырскому хозяйству должны исполняться по возможности самими насельниками обители, при чемъ трудовое послушаніе, на ряду съ молитвеннымъ подвигомъ, обязань нести по мѣрѣ своихъ силъ и способностей, не имѣя права отъ него отказываться, каждый изъ входящихъ въ составъ братіи.

43. Въ виду того, что монастыри являются не только молитвенными, но и трудовыми братствами, за ними должно сохраниться въ полной мѣрѣ право на обладаніе принадлежащими имъ земельными угодіями.

44. Для сохраненія внѣшняго благосостоянія и развитiя своей дѣятельности всѣ монастыри, обладающіе земельными угодіями, обязаны, гдѣ это представляется возможнымъ, безъ ущерба молитвенному дѣлу вводить усовершенствованное хозяйство, соотвѣтственно съ условіями и потребностями мѣстности и развить свою промышленность чрезъ устройство цѣлаго ряда предпріятій какъ для удовлетворенiя потребностей своего хозяйства, такъ и для продажи продуктовъ и издѣлій монастырскаго производства.

45. Ближайшій надзоръ за монастырскимъ хозяйствомъ принадлежитъ епархіалъному епископу и осуществляется имъ, наряду съ прочими монастырскими дѣлами, чрезъ епархіалъный монашеский совѣтъ и благочинныхъ монастырей.

46. Непосредственное завѣдываніе монастырскимъ хозяйствомъ принадлежить настоятелю, (настоятелъницѣ) съ имѣющимися при ихъ монастырскимъ духовнымъ соборомъ, по установленнымъ высшею церковною властью правиламъ.

47. Кругъ дѣлъ, разрѣшаемыхъ настоятелемъ съ однимь духовнымъ соборомъ или при участіи всей братіи монастыря, а затѣмъ восходящихъ на усмотрѣніе епархіального и высшаго церковнаго управленія, опредѣляется особыми правилами.

48. На духовномъ соборѣ монастыря лежать: а) постоянная забота о сохранности движимаго и недвижимаго имущества и капиталовъ монастыря, а равно и всѣхъ документовъ на эти имущества; б) составленіе описи всѣмъ движимымъ и недвижимымъ имуществамъ и капиталамъ монастыря въ двухъ экземплярахъ, изъ коихъ одинъ хранился на мѣстѣ при дѣлахъ духовнаго собора, а другой передается въ епархіальное управленіе; и в) составление ежегоднаго отчёта по хозяйтвенной части, смѣты расходовъ и доходовъ на предстоящiй гражданскій годъ и представленіе ихъ на утвержденіе епархіальнаго архіерея.

Образовательныя учрежденія для монашествующихъ

49. Для просвѣщенія монастырской братіи надлежитъ: 1) еженедельно вести, при помощи свѣдующихъ лицъ, религіозно-нравственныя и богословскія бесѣды для всѣхъ насельниковъ; 2) учредить въ лаврахъ и большихъ монастыряхъ особыя общеобразователъныя школы для продолженія образованія иноковъ и послушниковъ; 3) устроить тамъ же школы для монаховъ и іеродіаконовъ, которые предназначаіются къ посвященію въ іеродіаконы и іеромонахи; 4) въ каждой епархіи, если окажется возможнымъ по мѣстнымъ условіямъ, основать въ одномъ или нѣсколъкихъ монастыряхъ также обще-образовательныя школы для иноковъ и послушниковъ, въ которыя бѣдныя и малыя обители могли бы посылать учиться свою братію, съ тѣмъ, чтобы учащіеся по окончаніи ученія возвращались въ свои монастыри. Объ Организации такихъ школъ и объ изысканіи средствъ на ихъ содержаніе долженъ заботиться епархіальный монашескій совѣтъ.

50. Кромѣ того, для неграмотныхъ и малограмотныхъ монастырскихъ насельниковъ (и насельницъ) соотвѣтственно ихъ возрасту и способностямъ, слѣдуетъ устраивать занятія по обученiю начаткамъ вѣры, церковно-гражданской грамотѣ и церковному пѣнію.

51. Въ цѣляхъ поддержанія духовнаго просвѣщенія среди братіи каждый монастырь долженъ имѣтъ свою библиотеку изъ книгъ духовно-нравственнаго содержанія, аскетическихъ и святоотеческихъ, и снабжать ими, въ должной послѣдоватедьности, насельниковъ монастыря. Въ библіотекѣ желательно имѣть сочиненiя богословскаго, церковно-историческаго, проповедническаго и назидательнаго содержанiя. Важно, чтобы библіотекаремъ былъ монахъ развитой, могущій слѣдить за выходомъ духовной литературы, съ благословенія настоятеля выписывать новыя книги и разумно предлагать ихъ братіи для чтенія. Въ выборѣ книгъ для чтенія должны участвовать духовники и старцы, если таковые имѣются въ обители.

Миссіонерско-просвѣтительная деятельность монастырей

52. Служеніе монастырей мірскому населенно, какъ-то: богомольцамъ и жителямъ окружной мѣстности, можетъ совершатся не только въ духовном и матеріальномъ отношеніяхъ, но и въ просвѣтительномъ, выражаясь прежде всего въ истовомъ уставномъ совершеніи богослуженія, въ духовничествѣ и старчествѣ, гдѣ послѣднее имѣется, въ проповѣдничествѣ во время богослуженій, въ совершеніи молебныхъ пѣній и крестяыхъ ходовъ, въ устройствѣ внѣбогослужебныхъ бесѣдъ ддя народа и въ бесплатной раздачѣ брошюръ и листковъ религіозно-нравственнаго характера, а также въ устройствѣ школъ.

53. Желательно, чгобы въ большихъ обителяхъ, а также въ каждой епархiи были образуемы изъ монашествующихъ кружки или братства проповѣдниковъ, члены которыхъ могли бы предлагать богомольцамъ и братiи живое слово и внѣбогослужебное собесѣдованіе. По приглашенiю епархіалънаго монашескаго совѣта, эти проповѣдники должны посѣщать въ праздничные дни извѣстные монастыри и проповѣдывать богомольцамь.

54. Желательно, чтобы болѣе обезпеченные монастыри, подражав обителямъ, широко развившимъ свою издательскую дѣятельность, посвятили частъ своихъ силъ на издательство религіозно-просвѣтительныхъ листковъ, брошюръ, книгъ, календарей и журналовъ для распространенiя ихъ въ народѣ. Забота объ осуществленіи означеннаго издательства ложится на епархіальный и Всероссійскiй монашескiй совѣты.

55. Въ мѣстностяхъ, зараженныхъ сектантствомъ, расколомъ и иновѣріемъ, просвѣтительская деятельность монастырей должна носить миссіонерскій характеръ.

56. Некоторые монастыри, расположенные среди инородческаго населенія, должны посвятить себя ислючительно благовѣстническому служенiю, а другіе могутъ имѣть спецiально миссіонерскiй характеръ и заводить училища, преслѣдующія миссіонерскія задачи.

57. При всѣхъ монастыряхъ должны быть церковно-монастырскія школы съ ремесленнымъ образованiемъ, одноклассныя или двухклассныя, смотря по средствамъ монастыря. При неимѣнiи среди братіи учителей спеціальной подготовки, таковые приглашаются со стороны. Размѣръ вознагражденiя учителя стоить въ зависимости отъ мѣстныхъ средствъ.

Благотворительная дѣятельность монастырей

58. Монастырская благотворительность должна выражаться въ заботахъ о помощи своимъ насельникамъ и мірскому населенiю. Каждый монастырь обязанъ обезпечить пріютъ и уходъ своимъ престарѣлымъ и больнымъ инокамъ. Если монастыри не могутъ устроить своихъ богадѣленъ и лазаретовъ, то распоряженіемъ епархіалънаго монашескаго совѣта изыскиваются средства на учрежденіе общихъ для всѣхъ монашествующихъ епархіи богадѣлъни и лазарета въ одномъ изъ монастырей епархіи. Желательно устройство, гдѣ возможно: а) пріемнаго покоя и аптеки для удовлетворенія нуждъ богомолъцевъ и мѣстнаго населенія, б) пріюта при церковно-монастырской школѣ для сиротъ, в) убѣжища для инвалидовъ, и г) страннопріимныхъ домовъ.

59. Монастыри должны приходить на помощь населенію во время народныхъ бѣдствій ─ голода, войны и повальныхъ болѣзней, а таікже помогать семьямъ заключенныхъ въ тюрьмахъ, кормить нищую братію и одѣвать нагихъ.

Монастырское церковное управление

60. Церковное управленіе монастырями выдѣляется въ особое, во главѣ съ епископомъ, управленіе въ формѣ выборныхъ совѣтовъ и съѣздовъ изъ монашествующихъ. лицъ.

61. Управление монастырями и монашествующими въ предѣлахъ епархіи осуществляется правящимъ епископомъ съ помощью особаго при немъ совѣщателънаго монашескаго совѣта.

П р и м ѣ ч а н і е. Дѣйствія епархіальнаго монашескаго совѣта распространяются и на тѣ монастыри, которые находятся на особомъ положеніи, какъ-то лавры, ставропигіальные монастыри и монастыри, состоящіе подъ управленіемъ епископовъ. Въ ихъ число не входятъ архіерейскіе дома.

62. Предсѣдателемъ въ епархіальномъ монашескомъ совѣтѣ назначается епископомъ одинъ изъ членовъ совѣта; въ случаяхъ же, когда епископъ находить необходимымъ свое участіе въ обсужденіи какихъ либо дѣлъ, онъ предсѣдателъствуетъ лично.

63. Членами епархіальнаго монашескаго совѣта состоятъ монашествующіе обоего пола изъ числа насельниковъ какъ городскихъ, такъ и пустынныхъ монастырей, по назначенію епископа и по избранiю епархіальнаго монашескаго съѣзда, и въ числѣ, опредѣляемомъ епархіальнымъ монашескимъ съѣздомъ въ зависимости отъ мѣстныхъ уеловій. Двѣ трети членовъ избираются еъѣздомъ и одна треть назначается епископомь, при чемъ въ Совѣтѣ должно быть настоятелей и настоятельницъ не менѣе половины всего числа членовъ. Какъ назначеніе, такъ и выборы дѣлаются на 4 года. На этотъ же срокъ избираются кандидаты къ членамъ Совѣта.

64. Намѣстники лавръ и настоятели наиболѣе извѣстныхъ (по опредѣленію епархіальныхъ монашескихъ Съѣздовъ) обителей состоятъ членами епархіальнаго монашескаго Совѣта по положенію, въ засѣданіяхъ же участвуютъ по желанію.

65. Епархіалъный монашескій Совѣтъ имѣегъ свою особую канцелярію и при ней секретаря изъ лицъ монашествующихъ.

66. Засѣданія епархіальнаго монашескаго Совѣта собираются по мѣрѣ надобности, но не менѣе одного раза въ мѣсяцъ. Засѣданiя дѣйствительны при наличiи половины числа всѣхъ членовъ Совѣта.

П р и м ѣ ч а н і е. Кругъ дѣлъ, подлежащихъ вѣдѣнію епархіальнаго монашескаго Совѣта опредѣляется особой инструкціей.

67. Въ каждой епархіи долженъ быть одинъ, или несколько благочинныхъ, избираемыхъ епископомъ изъ монашествующихъ лицъ. Благочинные назначаются епископомъ членами епархіальнаго монашескаго Совѣта, въ числѣ членовъ по назначенію отъ епископа. При благочинныхъ должны состоять помощники, избираемые епископомъ изъ монашествующихъ лицъ.

68. Производство слѣдствій по дѣламъ, касающимся монашествующихъ, должно быть поручаемо особому следователю изъ монашествующихъ, избираемому на три года епархіальнымъ съѣздомъ, который намѣчаетъ 2−3 кандидатовъ и представляеть ихъ на усмотрѣніе епископа.

69. Въ дознаніяхъ и слѣдствіяхъ надъ настоятельницами, производимыхъ благочинными, должны участвовать одна монахиня и настоятельница другого монастыря, по назначенію епархіальнаго архіерея. По окончанiи слѣдствія или дознанія все дѣло должно быть прочтено обвиняемой и прописано ею по листамъ.

70. Въ тѣхъ епархіяхъ, гдѣ по малочисленности монашествующихъ, не могутъ быть устроены епархіальные монашескіе Совѣты, управленіе монастырями сосредоточивается въ вѣдѣніи епархіальнаго епископа, независимо отъ церковно-епархіальнаго Совѣта.

71. При епархіальномъ монашескомъ Совѣтѣ состоитъ особая повѣрочная комиссія, избираемая епархіальнымъ монашескимъ съѣздомъ на три года, для производства повѣрки денежной монастырской отчетности, денежныхъ суммъ монастырей и состоянія монастырскаго хозяйства. Число членовъ повѣрочной комиссіи опредѣляется епархіальньмъ монашескимъ съѣздомъ въ зависимости отъ мѣстныхъ условій.

Епархіальный монашескій съѣздъ

72. Епархіальный монашескій съѣздъ представителей мужскихъ и женскихъ монастырей созывается не менѣе одного раза въ годъ.

73. Участниками епархіальнаго монашескаго съѣзда состоять: а) настоятели и настоятельницы всѣхъ монастырей епархіи, б) выборные представители от монастырей епархіи въ количестве, опредѣляемомъ по мѣстнымъ условіямъ епархіальнымъ монашескимъ Совѣтомъ, в) члены епархіальнаго монашескаго Совѣта (съ правомъ рѣшающаго голоса), и г) нѣкоторые изъ опытныхъ въ духовной жизни и наиболее полезныхъ для дѣла иноковъ по приглашенiю епархіальнаго епископа.

74. Въ выборахъ представителей отъ монастыря на епархіальный монашескій съѣздъ участвуютъ только манатейные монахи.

75. Предсѣдателемъ епархіальнаго монашескаго съезда состоитъ епархіальный архіерей. Изъ своей среды съѣздъ избираетъ помощниковъ председателя и секретарей.

76. Епархіальный монашескій съѣздъ имѣетъ предметомъ своихъ занятій: а) обсужденіе общихъ вопросов, касающихся жизни и дѣятельности монашествующихъ и монастырей епархіи, въ томъ числѣ вопросовъ, касающихся объединенiя монастырей епархіи въ цѣляхъ ихъ духовной и матеріальной взаимопомощи, б) разсмотрѣніе донесеній монастырскихъ властей о состояніи и нуждахъ монастырей и в) выборы членовъ епархіальнаго монашескаго совета, членовъ поверочной комиссіи и другихъ представителей.

77. Исполненіе постановленiй епархіальнаго монашескаго съѣзда лежитъ на обязанности епархіалънаго монашескаго совѣта.

Отношеніе органовъ епархіальнаго монастырскаго управления къ Церковно-Епархіальньмъ Совѣтамъ и къ Епархіальнымъ съѣздамъ духовенства и мірянъ

78. Дѣла, касающіяся взаимныхъ отношеній между приходами и монастырями, между церковно-епархіальнымъ совѣтомъ и епархіальнымъ монашескимъ совѣтомъ разрешаются въ особой согласительной комиссіи, образованной подъ предсѣдательствомъ епархіальнаго архіерея изъ равнаго количества членовъ церковно-епархіальнаго совета и епархіальнаго монашескаго совѣта.

79. На чрезвычайныхъ епархіальныхъ съѣздахъ духовенства и мірянъ участвуютъ съ правомъ рѣшающаго голоса члены епархіальнаго монашескаго совета, настоятели и настоятельницы монастырей по положенію и избранные въ обителях, по одному отъ каждаго монастыря, монашествующія лица.

80. На обычныхъ епархіальныхъ съѣздахъ духовенства и мірянъ представители монастырей могутъ принимать участіе лишь по приглашенiю съѣздовъ съ благословенія епархіальнаго епископа.

81. Возникающiе на епархіальныхъ съѣздахъ духовенства и мирянъ вопросы объ обложеніи монастырей денежными взносами на ту или иную общеепархіальную нужду, а равно и всѣ другіе вопросы, касающіеся монастырей и монашества, передаются на обсуждение и рѣшеніе мѣстныхъ епархіальныхъ монашескихъ сеъѣздовъ.

Всероссійскій монашескій съѣздъ

82. Для объединенія всѣхъ православныхъ русскихъ монастырей, предъ каждымъ созывомъ Свящекнаго Собора Православной Россійской Церкви, и въ другое время по усмотрѣнію Высшей Церковной Власти въ Свято-Троицкой Сергіѳвской Лаврѣ созываются всероссійскіе монашескіе съѣзды.

83. Въ составь всероссійскаго монашескаго съѣзда входятъ: а) епископы по желанію, б) монашествующіе по назначенію епископа, в) выборные представители отъ каждой епархіи по особому расписанію, составленному всероссійскимъ монашескимъ совѣтомъ при высшей церковной власти, г) настоятели, (или намѣстники) лавръ и наиболѣе выдающихся обителей и д) нѣкоторые изъ опытныхъ въ духовной жизни иноковъ. по приглашенію всероссійскаго монашескаго совѣта.

84. Предсѣдателемъ съѣзда состоитъ Председатель всероссійскаго монашескаго совѣта при высшей церковной власти. Изъ своей среды съѣздъ выбираетъ помощниковъ председателя и секретарей.

85. Всеросійскій монашескій съѣздъ имѣетъ предмѣтомъ своихъ занятій: а) обсужденіе общихъ вопросовъ, касающихся жизни и дѣятельности всѣхъ русскихъ монастырей, и б) выборы представителей на Церковный Соборъ, членовъ всероссійскаго монашескаго Совѣта при высшей церковной власти.

Всероссійскій монашескiй совѣтъ при Священномъ Синодѣ

86. При Священномъ Синодѣ образуется Всероссійскій монашескiй совѣтъ, какъ вспомогательный и совѣщательный органъ по высшему церковному управлению монастырями.

87. Всероссійскій монашескій совѣтъ состоитъ изъ председателя и трехъ членовъ, избираемыхъ Воероссійскимъ монашескимъ съѣздомъ на три года.

88. Предсѣдателемъ Всероссійскаго монашескаго совѣта состоитъ епископъ-монахъ, одинъ изъ членовъ Священнаго Синода, по назначение послѣдняго Совѣтъ избираетъ изъ своей среды помощника предсѣдателя въ санѣ игумена или архимандрита, и секретаря.

89. Всероссійскій монашескій совѣтъ имѣетъ предметомъ своих занятій: а) обсужденіе общихъ вопросовъ, касающихся монастырей и монашества, б) заключенія по дѣламъ монастырей, восходящимъ на утвержденіе высшей церковной власти, в) заключенія по дѣламъ, касающимся отношеній монастырей къ другимъ церковнымъ и граджданскимъ учрежденіямъ, г) подготовленiе матеріаловъ для занятiй Всероссійскихъ монашескихъ съѣздовъ, д) исполненіе постановленiй Всероссійскаго монашескаго съѣзда, и е) составленіе отчетовъ объ общемъ состояніи монастырей Православной Русской Церкви и ихъ дѣятельности.

Объ ученомъ монашествѣ

90. Ученое монашество едино со всѣмъ монашествомъ въ силу единства цѣли иноческой жизни.

91. Всѣ ученые иноки должны состоять въ числѣ братіи какого-либо монастыря; иноки, подвизающіеся внѣ обители, должны находиться въ живомъ общеніи съ братіей своей обители, проживая въ ней въ свободное время лѣтомъ и содействуя ея дѣятельности.

92. Среди монастырей могутъ быть выдѣлены монастыри съ особымъ учено-миссіонерско-просвѣтительнымъ назначеніемъ, въ числѣ братіи которыхъ были бы ученые монахи. Настоятелями такихъ монастырей должны назначаться иноки, соотвѣтствующіе спеціальнымъ задачамъ монастыря.

93. Иноки, состоящіе на учебно-педагогическомъ, или иномъ церковно-общественномъ служеніи, обязаны: а) хранить монашескую дисциплину, б) исполнять монашескіе молитвенные подвиги въ томъ объемѣ, какой возможенъ въ ихъ послушаніи, не считать для себя дозволеннымъ проводить такую же свѣтскую жизнь, какъ ихъ сослуживцы мiрского званія, ибо безъ зтого условія невозможно сохранить монашескіе обѣты и должное настроеніе, в) не заменять, безъ крайней нужды, монашескаго головного убора шляпой, г) не постригать бороды и волосъ, д) уступать первенство за богослуженіемъ старшимъ по посвященію и положенію священникамъ и монашествующимъ, хотя бы и не получивішимъ образованія, и е) въ случаѣ освобожденія отъ послушанія по учебно-педагогической службѣ и общественно-просвѣтительной деятельности, безропотно удаляться въ монастырское братство.

О постриженiи въ монашество въ духовныхъ академіяхъ и пастырскихъ школахъ

94. Студенты духовныхъ академій и учащіеся въ пастырскихъ школахъ, самостоятельно выражающіе желаніе принять монашество, обнаруживающiе искренность и устойчивость въ своемь настроеніии достигшіе 21 года гражданскаго совершеннолѣтія допускаются къ постриженію въ монашество.

95. Съ самаго начала приготовления къ монашеству указанные лица должны быть подъ руководством духовныхъ старцевъ и въ каникулярное время пребывать въ тѣхъ монастыряхъ, гдѣ живутъ эти старцы.

96. Постриженiе въ монашество совершается, съ благословеiя старца, по представленiю ректора академіи или начальника пастырской школы, и съ разрѣшенія епархіальнаго архиерея.

Ученые иноки на духовно-учебной службѣ

97. Монашествующіе съ высшимъ богословскимъ образованіемъ имѣютъ право занимать административныя и преподавательскія должности въ духовно-учебныхъ заведеніяхъ, наравнѣ съ прочими лицами, получившими высшее образованіе.

98. Монахи-педагоги пользуются всѣми правами на пенсію на общихъ основанiяхъ.

Ученые иноки на епархiальной службѣ

99. Епархіальные архіереи пріучаютъ иноковъ, состоящихъ на духовно-учебной службѣ, къ епархіальнымъ дѣламъ, даютъ имъ особыя порученія, командировки, и проч.

100. Ученые иноки привлекаются мѣстными епископами къ должкостямъ епархіальныхъ и уѣздныхъ миссіонеровъ и къ проповѣдничеству въ епархіи.

101. Личные секретари преосвященныхъ изъ ученаго монашества состоять членами епархіальнаго монашескаго совѣта.

Иноческое Всероссійское Церковно-Просвѣтительное Братство

102. Иноческое Всероссійское Церковно-Просвѣтительное Братство основывается: а) для единенія ученыхъ иноковъ между собой, б) для болѣе плодотворнаго служенія Церкви на различныхъ поприщахъ церковно-просвѣтительной дѣятельности и в) для братской взаимопомощи вообще.

103. Иноческому Всероссийскому Церковко-Прорвѣтительному Братству необходимо имѣть свой монастырь, или нѣсколько монастырей, если того потребуетъ его деятельность.

104. Научная разработка высшихъ богословскихъ вопросовъ составляехъ одну изъ главнѣйшихъ задачъ Иноческаго Всероссійскаго Церковно-Просвѣтительнаго Братства.

105. Иноческое Всероссійское Церковно-Просвѣтительное Братство въ своей жизни осуществляетъ: а) религіозно-просвѣтительную деятельность черезъ учрежденіе и содержанiе нарочитыхъ духовно-учебныхъ заведеній (высшихъ: академіи и другихъ, среднихъ и низшихъ школъ спеціально-пастырскаго и миссіонерскаго характера), благовѣстничество, издательство, составленіе учебныхъ руководствъ, переводы святоотеческихъ твореній, разработку древне-богослужебныхъ книгъ и нотъ и прочія работы научно-богословскаго и литургическаго характера, и б) благотворительную деятельность, по состоянію своихъ средствъ и въ тѣхъ же просвѣтительныхъ цѣляхъ. Братство имѣетъ типографiю и издаетъ свои печатные органы.

106. При братской академіи находится ученое содружество, имѣющее цѣлью специальную разработку богословскихъ, церковно-историческихъ и археологическихъ вопросовъ, существующее по своему уставу.

107. Иноческое Всероссийское Церковно-Просвѣтительное Братство пользуется правами юридическаго лица, по пріобрѣтенiю всякаго рода имущества и владѣній ими, а равно и въ другихъ предусмотрѣнныхъ общими законами отношеніяхъ.



Председатель Отдѣла о монашествѣ и докладчикъ: Архіепископъ Серафимъ.
Дѣлопроизводитель Отдѣла: Н. Туберозовъ.
 

© Благотворительный фонд дворянского рода Чичаговых 2014, © В.А. Юлин, 2014
Контактный адрес chichagovs@yandex.ru